Перейти к содержанию

Четырёхтактный ДВС. То, что нужно о нём знать.


Рекомендуемые сообщения

  С этого сообщения начинаю серию популярных лекций по четырёхтактному ДВС, его собенности работы и признаки неисправностей.

 

 

ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ И ЕГО РАБОТА.
Рабочим циклом - называется совокупность процессов,периодически повторяющихся в определенной последовательностив цилиндре двигателя. В четырехтактном двигателе рабочийцикл совершается за два оборота коленчатого вала и состоит изтактов: впуска, сжатия, рабочего хода (сгорание и расширение)и выпуска.Такт - это процесс, происходящий в цилиндре за один ходпоршня.Ход поршня - путь, проходимый от одной мертвой точки до другой
Мертвыми точками называются крайние верхнее и нижнее положения поршня, где его скорость равна нулю. Рабочии объем Цилиндра - объем, освобождаемый поршнем при движении от верхней до нижней мертвой точки.  Литраж - сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в литрах.  ОбъемСтепень сжатия - отношениеполного объема цилиндра к объему ка-меры сгорания. При большей степенисжатия рабочая смесь в конце такта сжатия будет занимать меньшитй объем,а поэтому увеличиваются давление и тем-пература рабочеи смеси, а также скоростьее сгорания. В результате этого повышаются экономичность и мощность двигателя за счет уменьшения тепловых потерь и увеличения среднего давления газов на поршень.Однако повышение степени сжатия ограничено стойкостью топливак детонации.  
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Рабочий цикл четырехтактного одноцилиндрового двигателя про-

исходит следующим образом.

Первый такт - в п у с к

При движении поршня от ВМТ (вниз) вследствие увеличения объема в цилиндре создается

разрежение, под действием которого из карбюратора через откры-

вающийся впускнои клапан в цилиндр поступает горючая смесь

(паров бензина с воздухом). В цилиндре горючая смесь смешивается

с оставшимися в нем от предыдущего рабочего циклга отработавшими

газами и образует рабочую смесь.

Второй такт - с ж а т и е

Поршень движется вверх,при этом оба клапана закрыты. Так как объем в цилиндре уменьша-

ется, то происходит сжатие рабочей смеси.

Третий такт - р а б о ч и й х о д (расширение).

В конце тактасжатия рабочая смесь воспламеняется электрической искрой (за-

жигание) и быстро сгорает (за О,001-О,002 с). При этом происходит

выделение большого количества тепла, и газы оказывают большое

давление на поршень, перемещая его вниз. Сила давления газов от

поршня передается через поршневой палец и шатун на коленчатым

вал, создавая на нем определенный крутящий момент.

Четвертый такт - в ы п у с к

После совершения полезной работы поршень движется вверх и выталкивает отработавшие

газы в атмосферу через открывающийся выпускной клапан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неисправности кривошипно-шатунного механизма.

 

Внешними признаками неисправностей этого механизма явля-ются: появление стуков, повышенный расход масла и топлива, сни-жение давления в конце такта сжатия (компрессии), дымление от-работавших газов. Стуки возникают в результате износа сопря-жениых деталей и по их характеру определяют неисправность.З в о н к и й  с т у к , появляющийся при работе холодногодвигателя и уменьшающийся или исчезающий после прогрева, ука-зывает на износ поршней и цилиндров. Такой же стук, прослушивае-мый на всех режимах работы двигателя, свидетельствует об износепоршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов.Г л у х о й  с т у к, усиливающийся при резком увеличениичастоты вращения коленчатого вала, является признаком износакоренных или шатунных подшипников. Стук шатунных подшипни-ков несколько меньшей силы, чем коренных, и прослушиваетсячерез стенку блока цилиндров в зонах, соответствующих верхнемуи нижнему положениям кривошипов коленчатого вала.Сильные металлические стуки, сопровождаю-щиеся значительным уменьшением давления масла, указывают навыплавление вкладышей коренных или шатунных подшипников.Дымление отработавших газов, повышенныйрасход масла и топлива могут быть при износе поршней и цилинд-ров, износе и поломке поршневых колец или заклинивании их вканавках. В последнем случае неисправность можно устранить безразборки двигателя путем заливки на 8-10 ч через отверстия длясвечей в каждый цилиндр по 25-30 г смеси, составленной из керо-сина и денатурированного спирта (по 50%). После чего двигателюдают работать 10-15 мин и меняют масло в картере.Снижение величины давления в концетакта сжатия (компрессии) в цилиндрах происходит вследствие неплотного прилегания клапанов к своим сед-лам, заклинивания поршневых колец в канавках, износа поршнейи цилиндров, неплотного прилегания головки блока цилиндровиз-за повреждения прокладки или слабой затяжки болтов, гаек ишпилек. В последнем случае производится подтяжка крепленияголовки блока цилиндров при помощи динамометрического ключа.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тема хорошая но есть неточности :wacko:1- Стук шатунных подшипни-
ков несколько меньшей силы, чем коренных, -наоборот 2-В последнем случае производится подтяжка крепления
головки блока цилиндров при помощи динамометрического ключа.-только замена прокладки 3-Сильные металлические стуки, сопровождаю-
щиеся значительным уменьшением давления масла, указывают на
выплавление вкладышей коренных или шатунных подшипников.-при выплавлении уже ничего не стучит движок клинит :rolleyes: 


 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Я бы сказал, что неточностей нет, есть разные толкования, а главное - разная степень "убитости", "клинит" - это уже крайняя степень!

 

   Итак продолжим!

 

                         Неисправности механизма газораспределения.

 

Основными неисправностями являются: увеличение или умень-шение теплового зазора, износ зубьев распределительных шестерен,звездочек и цепи или вытягивания последней.Признаком увеличенного теплового зазораявляется частый металлический стук клапанов, хорошо прослуши-ваемый на малой частоте вращения при холостом ходе. При этомпроисходит усиленный износ торцов стержней клапанов и падениемощности двигателя. При малом зазоре или его отсутствии у выпускного клапана появляются хлопки из глушителя, а у впускных клапанов - из карбюратора.От этой неисправности снижается компрессия в цилиндре и быстро обгорают кромки тарелок клапанов.Сами тарелки перегреватся и возможен их обрыв.  Для предотвращения указанных неисправностей нужно периодически производить регулировку тепловых зазоров на холодном двигателе.В процессе эксплуатации вследствии износа шарнирных соединений звеньев цепии других деталей привода, происходит удлиннение цепи, что вызывает вибрациюи значительный шум. Заметными изменения становятся когда натяжитель и успокоитель, цепи сильно изнашиваются. Что-бы не допустить разрушения деталей, нужно периодически проверять состояние натяжителя. 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Система смазки.

Система смазки на четырёхтактном мотоциклетном ДВС как правило универсальная -

смазывает и сам двигатель и коробку передач. Состоит она из масло-насоса,

масло-протоков и фильтра, иногда филтров стоит два - сеточка для грубой очистки и,

или, бумажный фильтр картриджного типа, центорбежный фильтр.

Неисправности системв смазки.

Основными признаками неисправности системы смазки являют-

ся: подтекание масла в соединениях, уменьшение или увеличение

давления масла против установленной нормы.

Подтекание масла обнаруживается внешним осмот-

ром мотоцикла и по масляным пятнам на месте его стоянки. Уст-

раняют подтекание подтягиванием соединений, сменой прокладок

и сальников.

Уменьшение давления масла.

Причинами уменьшения давления могут быть:

понижение уровня и разжижение масла, неплотность в соединени-

ях, большой износ коренных и шатунных подшипников, неисправ-

ность масляного насоса или редукционного клапана. В случае вне-

запного падения давления,вдруг возникшая ненормальная шумность,

нужно заглушить двигатель и проверитьуровень масла. Если уровень

нормальный,открыть маслянный канал и крутануть двигатель стартером

или кичком. Отсутствие струи масла свидетельствуето полном

прекращении подачи масла. В этом случае эксплуатация мотоцикла

недопускается.

Повышенное давление может возникиуть в резуль-

тате избыточной вязкости масла, загрязнения маслопроводов и

заедания (если он есть)редукционного клапана (он не открывается).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ


Горючая смесь представляет собой смесь паров бензина с возду­хом. Попадая в цилиндры, она смешивается там с остаточными от­работавшими газами и образует рабочую смесь. В зависимости от соотношения бензина и воздуха различают следующие горючие смеси.


 


Нормальная горючая смесь состоит из 1 кг бензина и 15 кг воздуха. Это количество воздуха теоретически необходимо для полного сгорания 1 кг топлива.


 


Обедненная горючая смесь содержит в своем составе на 1 кг бензина от 15 до 17 кг воздуха.


 


Бедная горючая смесь имеет в своем составе свыше 17 кг воздуха на 1 кг бензина.


 


Обогащенная горючая смесь содержит от 13 до 15 кг воздуха на 1 кг бензина.


 


Богатая горючая смесь на 1 кг бензина содержит менее 13 кг воздуха.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если нормальная это 16 то почему от 15до 17 обеднённая нестыковочка :rolleyes:  :rolleyes:  :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

немного добавлю --Слишком бедные и слишком богатые смеси либо вообще не воспламеняются, либо горят плохо, запуск двигателя в этом случае становится затруднённым, а работа неравномерной, мощность падает, увеличивается расход топлива. Указанные признаки являются общими признаками работы двигателя, имеющего нарушения нормального смесеобразования. Также, при работе на бедной смеси может иметь место: 1) вспышки во впускном коллекторе или диффузорах карбюратора; 2) детонация; 3) перегрев впускного коллектора; 4) увеличение концентрации окислов азота. При работе на богатой смеси может иметь место: 1) дымный выпуск чёрного цвета из глушителя; 2) «выстрелы» в глушителе; 3) повышенное отложение нагара на деталях ЦПГ, свечах зажигания и клапанах; 4) увеличение содержания оксидов углерода в отработавших газах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При пуске холодного двигателя горючая смесь, приготавливаемая в карбюраторе, должна быть богатой, так как к моменту воспламенения часть паров бензина сконденсируется, осаждаясь на холодных стенках впускного трубопровода и цилинд­ров, и состав рабочей смеси окажется наилучшим для воспламене­ния от искры, появляющейся между электродами свечи зажигания.

 

На холостом ходу для устойчивой работы двигателя горючая смесь должна быть обогащенной. Объясняется это тем, что в цилиндры поступает мало горючей смеси, а также наличием в них значительного количества остаточных отработавших газов. Поэто­му рабочая смесь будет гореть медленно; для ускорения сгорания необходимо приготовлять обогащенную горючую смесь.

 

При средней нагрузке, когда от двигателя не требуется полной мощности, горючая смесь должна быть обедненной, что обеспечива­ет экономичную работу двигателя. Некоторое снижение мощнос­ти при работе двигателя на этой смеси не имеет значения, поскольку нагрузка на двигатель не полная.

 

При полной нагрузке, когда двигатель должен развивать макси­мальный крутящий момент, горючая смесь должна быть обогащен­ной. Эта смесь обладает наибольшей скоростью сгорания (30—35 м/с) и обеспечивает получение максимальной мощности.

. При этом из-за недостатка воздуха (по сравнению с теоретически необходи­мым) часть топлива, содержащегося в смеси, полностью не сгорает и, следовательно, не обеспечивается экономичная работа двигателя, т.е. расход топлива увеличивается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

 

Неисправности системы питания могут вызывать: прекращение подачи топлива в карбюратор, образование бедной или богатой горючей смеси, подтекание топлива, неустойчивую работу двигателя на холостом ходу.

 

Прекращение подачи топлива,в карбюра­тор. -  Причинами этого могут быть: засорение топливопроводов и фильтра карбюратора, замерзание воды в баке и топливопроводах.

 

Образование бедной горючей смеси. - Приз­наками и последствиями работы двигателя на такой смеси являются: выстрелы (хлопки) из карбюратора, перегрев двигателя, потеря его мощности (плохо тянет). Подобные признаки также могут быть и от раннего зажигания.

Выстрелы из карбюратора происходят вследствие того, что бедная рабочая смесь горит медленно, и в то время, когда в цилиндре после такта выпуска начинается такт впуска, в камере сгорания еще продолжается догорание рабочей смеси. Поэтому поступающая горючая смесь воспламеняется,  и  горение распространяется  по впускному трубопроводу до карбю­ратора.

  Следует иметь в виду, что выстрелы из карбюратора могут быть и от неплотного закрытия впускного клапана. Потеря мощности двигателя при работе на бедной смеси вызывает­ся медленным сгоранием и, следова­тельно, меньшим давлением газов в цилиндре. Перегрев двигателя воз­никает в связи с тем, что сгорание бедной рабочей смеси происходит мед­ленно и не только в камере сгора­ния, но и во всем объеме цилиндра, от­чего увеличивается площадь нагрева стенок цилиндра.

   Неисправности, вызывающие об­разование бедной рабочей смеси, могут быть следующие: недостаточная по­дача топлива в карбюратор; засоре­ние топливных жиклеров главной до­зирующей системы, если двигатель плохо тянет при средних и полных на­грузках, и системы холостого хода, если двигатель глохнет при переходе на холостой ход; подсос дополнитель­ного воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопро­водом и самого трубопровода с го­ловкой цилиндров; заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем положении; пониженный уровень топлива в поплавковой камере.

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Образование богатой рабочей смеси. -- При­знаками и последствиями работы двигателя в этом случае явля­ются: черный дым и выстрелы из глушителя, потеря мощности двигателя, перерасход топлива и разжижение масла в картере двигателя.

Появление черного дыма из глушителя объясняется наличием не полностью сгоревших, обуглившихся частиц топлива. Выстрелы из глушителя происходят вследствие того, что некоторая часть па­ров топлива из-за недостатка воздуха в цилиндрах не сгорает и прн выходе из глушителя, соединяясь с кислородом воздуха, воспла­меняется. Выстрелы из глушителя могут быть также вследствие неплотного закрывания выпускного клапана. Потеря мощности объясняется медленным горением богатой рабочей смеси. Разжи­жение масла в картере двигателя происходит вследствие конденсации паров топлива, которое осаждается на стенках цилинд­ров и стекает по ним в картер.

Образование богатой смеси может быть вызвано следующими неисправностями: износом и неплотным закрытием игольчатого кла­пана поплавковой камеры, наполнением поплавка топливом вследствие образования в нем трещин; разработкой жиклеров; неполным открытием воздуш­ной заслонки; повышенным уровнем топлива в поплавковой камере.


 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Двигатель работает неустойчиво или глохнет при малой частоте вращения на хо­лостом ходу. - Причинами этой неисправности могут быть неправильная регулировка карбюратора и засорение жиклеров системы холостого хода. Для устранения неисправности нужно произвести регулировку карбюратора.

 Если регулировкой не удается добиться устойчивой работы дви­гателя на холостом ходу, то следует вывернуть топливный жиклер системы холостого хода, продуть его, а также каналы системы хо­лостого хода шинным насосом. После продувки произвести регулировку Карбюратора на холос­том ходу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Двигатель работает неустойчиво или глохнет при малой частоте вращения на хо­лостом ходу. -

Добавлю свои пять копеек. Также довольно частой причиной неравномерной, нестабильной работы на ХХ может быть -

 

- подсос воздуха через прокладку впускного коллектора или разрыв резинового впускного коллектора.

- неправильно выставленное зажигание, особенно если контактное

- негерметичность сальников коленвала (только если двигатель двухтактный)

- износ коренных подшипников коленвала, если зажигание контактное

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Добавлю 5 копеек про МАСЛОЖОРСТВО. Нарыто на просторах инета и прочувствовано на своей шкуре:

 

масло может есть из-за задубевших маслосъёмных колпачков.

Определяется - дым при прогазовках, клуб дыма при открытии газа после длительного торможения двигателем. Лечится заменой колпачков, если не разбиты направляющие втулки клапанов.

 

масло может есть по поршневой. Определяется по пониженной компрессии или по неравномерности, если цииндров 2 или больше.

Если износ, лечится капиталкой.

Если закоксованы кольца - можно попробовать раскоксовку. Средство рекламировать не буду, но в нете о нём куча рекламы и отзывов. Заливается в свечные отверстия, периодически чуток прокручивается коленвал, потом сливается, промывается, меняется масло. Мне при недавной процедуре раскоксовки - повезло, масложор пропал.

 

теперь - самое интересное - накопал возможную причину - затруднённый выхлоп, например замятый или забитый глушитель, ну или забитый кат. Ведёт к повышенному нагреву как выпускных клапанов (быстрее дубеют колпачки), так и прорыву газов через кольца и засиранию канавок под кольца в поршнях.Также закоксовка возможна, если не менять вовремя масло (например предыдущий владелец менял через 15тысяч по книжке ). Сам меняю через 7500 на машине. И почаще. как говорят давать машине про...аться, и не пенсионерить, не ездить на низах внатяг :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. И почаще. как говорят давать машине про...аться, и не пенсионерить, не ездить на низах внатяг :)

 

Не согласен! По этому поводу проведены исследования. Чистая камера сгорания (стенки клапаны и прочее) - эксплуатация её в нормальном температурном диапзоне, чем больше отклонения, тем больше отложений! 

Повышенные обороты съедают часть стенки цилиндра и т.п. 

Лично я долгое время занимался экспериментами по обеспечению нормального теплового режима ДВС в т.ч. и фазы остывания и одновременно проводил заезды по установлению рекордов экономичности. 

Результат - идеально чистая камера сгорания и тяга на низах даже при 1200 об/мин. 

Очень позитивно сказались поездки на низах ( 1900 - 2300 об/мин) по трассе в выходные дни, но продолжительные (более 1 часа). В течение недели после такой поездки экономичность ДВС при городском цикле постепенно падала, т.е в понедельник камера сгорания была максимально чистой во вторник хуже и т.д. Расход рос день ото дня. В выходные снова трасса, снова внатяг, снова очищение ДВС.

 

А " просраться" - это крик отчаяния и для ленивых, однако!

 

Данные подтверждены по бортовому компу и визуально эндоскопическим исследованием полости цилиндра.

 

Результат перекручивания ДВС:

0_664ed_4ab6a200_L.jpg

 

Мнение из книги Хрулева:

0_b4deb_94518bb7_XL.jpg

 

Опять Хрулев:

0_b4dec_274b770_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исследования журнала За рулем:

0_b4ded_9469a38d_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Результат перекручивания ДВС:

- так это не результат перекручивания, просто производитель не соизволил шпонку заложить в конструкцию. Наверняка пыж какой-нибудь :) Странно, что ЭБУ этого "не заметил" и не остановил двиг.

Вообще от перекручивания инжекторные двигатели защищены отсечкой, то есть встреча клапанов с поршнями как бы маловероятна.

 

Мнение из книги Хрулева:

Давно уже читал, что хорошо, если в конструкцию заложено, чтобы клапаны вращалиь при работе. На  десятке (8 клапанный двиг) видел этот механизм - клапан может вращатья в сухарике. Распредвал давит кулачками на регулировочные шайбы не по середине, а со смещением, в результате чего вращает стаканчики и клапаны.

При замене маслосъёмок на мицубовском движке специально смотрел, есть ли что-либо, что может вращать клапана при работе - нет ничего! Пружины упираются в головку через простые шайбы, штоки клапанов зажаты сухариками в тарелках. На штоки давят гидрики (закруглёнными концами). То есть клапан зафиксирован от вращения и нет никаких сил, которыемогут его вращать. Не айс. Гидрики стоят в рокерах, с другой стороны в рокерах ролики, которые уже катятся по распреду. Вот этот момент очень понравился - после 150 тысяч ни следа износа распредвала и других деталей грм.

 

Но это всё особенности конкретных двигателей.

 

Исследования журнала За рулем:

 

Любое исследование опять же применимо к конкреному двигателю. Разные двигатели ПРОЕКТИРУЮТСЯ под конкретный диапазон оборотов. Двигатель жигуля или волгаря может и не любит высоких. В современных иномарках расчётные обороты больше. А в двигателе спортбайка специально урезают тягу на низах, чтобы снизить износ и соблазн внатяг ездить.

 

Наверно, не сильно ошибусь, если скажу, что оптимальные обороты где то недалеко от максимума момента :) :

двиг    обороты макс момента

2106 1.6         3400 об                

4G18 1.6        4000 об   (это кстати 140 на 5й - вполне оптимально ехать на дальняк)                 

civic 1.4new      4800 об          

bmw hp4 1л  9750 об                      

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли график силы и крутящего момента от оборотов на наш движок Нирваны 150 сс?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большинство китайцев уходят корнями к хондовскому GY6. На буржуйских форумах много картинок, например

http://scooterrebels.proboards.com/thread/1668/gy6-power-charts

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...