Передачи обычно переключают, «раскрутив» двигатель на каждой передаче примерно на 60 — 75 % от максимальной частоты вращения. При этом чем меньший рабочий объем имеет двигатель мотоцикла, тем эта цифра должна быть выше. Если двигатель не «раскручивать», ухудшится динамика и повысятся нагрузки на детали цилиндропоршневой группы.
При переключении следует, прежде всего, разогнаться, затем сбросить «газ» и одновременно выжать сцепление, включить следующую передачу и быстро отпустить сцепление.
Ошибки при переключении передач следующие:
- Мотоциклист выжимает сцепление раньше, чем сбросит «газ». При этом двигатель начинает «реветь», так как без нагрузки у него быстро увеличивается частота вращения. Ученик пугается шума и убирает «газ», мотоцикл начинает тормозить двигателем, теряя скорость. Через какое-то время водитель вспоминает, что он должен был переключить передачу. Даже если со второй попытки он это сделает правильно, мотоцикл будет дергаться, так как потерял скорость и частота вращения двигателя снизилась;
- Мотоциклист сначала убирает «газ», а затем с опозданием выжимает сцепление. В этом случае происходит ненужное торможение двигателем и опять-таки теряется скорость и разгон нужно начинать сначала.
Разогнавшись на каждой передаче, включаете следующую (столько раз, сколько передач в коробке). При замедлении можно последовательно включать понижающие передачи или, выжав сцепление и остановившись, сделать это уже на месте.
И еще одно надо усвоить обязательно: переключаться следует до поворота. На входе в поворот нужно иметь ту скорость, на которой вы рассчитываете его пройти.
При переключении с I на II передачу необходимо:
— постоянно смотреть вперед, наблюдая за дорогой, и, не глядя на педаль переключения передач, дать мотоциклу разгон до скорости 10—15 км, необходимой для перехода на II передачу;
— быстро выключить сцепление, одновременно повернув рукоятку управления дросселями от себя;
— нажать ногой педаль и включить II передачу;
— плавно отпустить рычаг управления сцеплением, одновременно увеличив подачу горючей смеси.
Когда скорость движения мотоцикла на II передаче достигнет 20—25 км/ч, в таком же порядке включить III передачу, а при скорости 35—40 км/ч — IV передачу.