На самом деле, это иллюзия. Весь этот лес, что ты видишь, это вторичный лес. Первозданные леса были вырублены подчистую и не раз.
История Вишеры и её притоков (Улсуй "Нижняя река", Велсуй "Верхняя река" - это череда открытий и забвений. Манси, коми-язьвинцы, коми-пермяки здесь жили и раньше и поселения их были более многочисленными. По этим рекам поднимались с целью торговли и, если повезёт, грабежа, новгородские ушкуйники. Здесь шли, после падения Новгородской республики, войска Ивана Третьего усмирять ханты-мансийскую Югру, которая вскоре станет основным источником пушнины и доходов для Москвы.
Затем наступила полоса забвения о Вишере, которая прервалась в конце 19-го века, когда здесь были обнаружены месторождения первоклассных железных руд и золота. Местные жители, которые раньше занимались только охотой и рыбалкой, переквалифицировались в заготовку угля для Кутимского чугунолитейного завода, который давал миллион пудов чугуна в год. По берегу Улса была построена узкоколейная железная дорога, по которой чугун вывозили до пристани в Усть-Улсе. На реке были устроены водомерные посты, расчищен фарватер для судов с углем для литейных печей.
Всем этим управляло франко-бельгийское акционерное общество. После революции 1905 года правительство не стало продлевать концессию (аренду земель и ресурсов), по слухам, потому что французы тайно добывали и переправляли золото внутри чугунных чушек. Иностранцы ушли, взорвав печи и разобрав узкоколейку.
Затем наступила полоса забвения. О Вишере и Улсе вспомнили в конце 30-х годов, когда на территории Вишерского отделения СЛОНа (Соловецкие лагеря особого назначения), а позднее Вишерлага, силами заключенных стал строится Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Старые и новые населенные лагпункты-леспромхозы стали наполняться спецпереселенцами - раскулаченными крестьянами, финнами, поляками, немцами Поволжья, крымскими татарами. Леса вырубались и сплавлялись молевым сплавом по Улсу и Вишере. Об этом можно почитать у Варлама Шаламова в его антиромане "Вишера". А о поисках алмазов есть рассказ "Алмазная карта". Вишерский ЦБК дожил до 2000-х.
В 60-70-е годы на притоках Вишеры Колчим и Щугор была пущена драга по добыче алмазов, которая работала даже после открытия кимберлитовой трубки в Якутии, потому что давала до 200 тыс. карат промышленных алмазов в год. Дотянуло общество "Уралалмаз" тоже до 2000-х и скончалось, когда страна подсела на нефтегазовую иглу.
Фото Тимура Харитонова.
Сейчас, в бассейне Вишеры вся человеческая деятельность - это скудные лесозаготовки, которые уже вплотную подобрались к границам Вишерского заповедника, пара приисков на Саменке и Сурье, редкие рыбаки и туристы. Так что для Вишеры и Улса снова наступила полоса забвения. А природа так быстро затягивает следы человека, что всё время кажется, что эта дикая красота здесь была испокон веков.